Герои Украины

«Бизнес Лидер» - новости Беларуси и мира, приносящие прибыль

Четверг, 25 апреля 09:34 (GMT +02:00)






Авто

Откажутся ли белорусы от автомобилей при постоянном подорожании топлива?


О проблемах белорусского автопрома и авторынка «Бизнес лидер» уже не раз писал. Но в поле нашего внимания все больше попадали такие бесспорно важные аспекты, как изменение таможенных тарифов на ввоз в страну подержанных иностранных авто и инвестиции в национальные предприятия по производству автотранспорта. Это, конечно, ключевые пункты, которые наиболее значительно влияют на спрос и предложения на автомобильном рынке Республики Беларусь. Однако есть и еще одна важная проблема, которая заставляет белорусов не только отказаться от идеи приобрести машину, но и уже имеющееся средство передвижения надолго закрыть в гараже. Это цены на горючее, которые за последнее время побили все возможные рекорды. Личный автомобиль для привыкших к быстрой езде белорусов все больше становится роскошью.

 
Одиннадцать повышений цен …за год.
 
Чтобы представить себе то, что пережили за прошедший 2011 год белорусские автолюбители, достаточно сказать: с января по декабрь цены на бензин в стране выросли почти на 80%. И это, разумеется, не предел – в наступившем 2012 году рост только продолжился.
 
1. С чего все началось. В начале 2011г. Беларусь окунулась во вторую волну кризиса. Нацбанком была проведена официальная девальвация белорусского рубля, в результате чего его курс понизился к доллару на 56%, а затем были введены параллельно сразу два курса: официальный и внебиржевой. Зарплаты снизились почти вдвое (с 468 долларов до 263 долларов), зато цены неуклонно поползли вверх, в том числе и на горючее.
 
2. Был дешевым – стал дорогим. К 21 июля, на момент четвертого за год повышения цен на бензин, стоимость топлива в Беларуси уже почти достигла российского уровня – в среднем $1 за 1 литр. До этого – 7 июня – цены на «горючку» подскочили сразу на 30%. Таким образом, когда-то дешевый белорусский бензин враз стал дорогим. Челноки все еще продолжали возить его в соседние Литву, Украину и даже Польшу, но в Россию уже перестали – не было смысла.
 
3. Поэтапное и скачкообразное повышение цен. В республике в ответ на неконтролируемый рост цен началась акция протеста автомобилистов под названием «Стоп-бензин». Как ни странно, но она имела успех. Во всяком случае, так казалось в начале. Сам президент республики А.Лукашенко распорядился снизить цены, а также запретил повышать цены на топливо. 8 июня он предложил Белнефтехиму, что топливо с  утра 9 июня будет не 5200- 5100, а максимум 4500. А работать по ценообразованию предложил до 1 января поэтапно, в квартал добавляя по 2–3 процента, и то если это будет необходимо. Но не в коем случае не 30 процентов сразу. Президент категорически запретил рост свыше 3–5 процентов по ценам без его ведома. Резких подорожаний больше не было, но по 3-5% накидывали исправно. Уже следующее подорожание – 21 июля – было на 3%.
 
4. Ручные меры – не преграда для роста…цен. После ряда решительных заявлений Александр Лукашенко приступил к не менее жестким мерам, в частности он еще несколько раз волевым решением снижал цены на горючее (после чего они упали намного ниже доллара за литр) и запретил вывозить бензин из страны. Теперь при выезде из Беларуси на автомобиле можно было иметь только полностью заправленный бак плюс 10 литров с собой. Однако меры жесткой экономии помогли мало – стоимость горючего неуклонно продолжала расти.
 
5. Новые подорожания и их официальная причина. 1 октября цены на бензин в РБ вновь поднялись – на 5%, 10 ноября – еще на 3%, и уже 3 декабря, вопреки запрету президента, сразу на все 10%. Как пояснил представитель концерна "Белнефтехим", очередное повышение цены на нефтепродукты связано с необходимостью поэтапного выравнивания цен на товары в странах Таможенного союза, а также с необходимостью повышения  эффективности работы белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Таким образом, цены на бензин в пределах Таможенного союза действительно сравнялись, но рады ли этому факту простые жители Беларуси – большой вопрос…
 
2012 год…рост цен на бензин продолжается.
 
- Новое подорожание. 14 марта 2012 года, произошло очередное увеличение цен на все виды топлива государственным концерном «Белнефтехим», в среднем на 5%. Теперь цена литра бензина "Нормаль-80" составляет $0,7, бензина Аи-92 — $0,73, бензина Аи-95 — $0,79, дизельного топлива — $0,81.
 
- Старое объяснение. Как сообщила пресс-служба концерна, новое повышение цен связано с поэтапным сближением уровня цен на товары в странах Таможенного союза и повышением эффективности работы белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, было сказано про рост котировок стоимости нефти в марте 2012 года в сравнении с декабрем 2011 года на 17%, что также очень важно.
 
Будет ли и в дальнейшем дорожать бензин в Беларуси?
 
Судя по всему, будет, поскольку правительство республики совершенно четко поставило задачу приблизить розничные цены на нефтепродукты к российскому уровню.
Во-первых, партнеры по Таможенному союзу на этом настаивают.
Во-вторых, при нынешних ценах поставка бензина и дизтоплива на внутренний рынок будет убыточной для белорусских НПЗ.
В-третьих, рост мировых цен на нефть заставляет это делать (хотя Белоруссия получает нефть из России с большой скидкой).
И в-четвертых, по словам представителей белорусского концерна "Белнефтехим", действующие на сегодняшний день в республике розничные цены на нефтепродукты все еще остаются ниже уровня аналогичных цен в Российской Федерации примерно на 18-25%.
 
А, между тем, повышение цен на бензин означает автоматическое повышение цен абсолютно на все. Рост стоимости горючего неизбежно увеличивает расходы на транспортные перевозки товара. Данные издержки в конечном итоге входят в его себестоимость, а если растет себестоимость, то растет и цена товара. Этот нехитрый закон экономики белорусы уже успели выучить на собственном горьком опыте.
 
Редколлегия портала «Бирзнес Лидер» попросила ответить представителя реального бизнеса в Беларуси, директора компании ООО «ФБ Трэйдинг» Липницкого Дмитрия на вопрос: Как сказывается на вашем бизнесе постоянное повышение цен на бензин?
 
Липницкий Дмитрий:
 
Наша компания представляет в Беларуси интересы двух крупных мировых концерна: немецкого Förch и французского Saint-Gobain. Поставка товаров осуществляется из разных точек Евросоюза. Ставки на доставку у перевозчиков установлены в валюте (евро) и оплачиваются по курсу НБ РБ на день оплаты. Не смотря на то, что курс евро последнее время шел вниз, а цена на бензин периодически поднималась, перевозчик не увеличивал  нам ставки на свои услуги.
 
Так же наша фирма сама активно использует свои автомобили для поездок к клиентам и доставки к ним на склад продукции. Конечно, рост цен на бензин, сказывается на расходах фирмы, в сторону их увеличения. Но если смотреть объективно, то до валютного кризиса 2011 года литр бензина марки АИ-92 стоил 1 доллар США: например 3 марта литр АИ-92 на заправках Минска продавался по 3000 рублей, курс доллара по НБ РБ на 3 марта составлял 3020 рублей. Как мы помним, сам кризис начался в середине марта 2011 года. Сегодня же литр бензина АИ-92 стоит 6000 рублей. А курс доллара по НБ РБ составляет 8000 рублей, т.е. в пересчёте на доллары литр бензина стоит 0,75$ - что дешевле, чем до кризиса.
 
По поводу роста цен на продукцию, скажу следующее: наша фирма продает очень широкий ассортимент товара, необходимого для ремонта автомашин. Например по Förch – это растворители ржавчины, очистители, клея, пасты, смазки, герметики, антикоры, саморезы, хомуты, медные кольца, гайки, шайбы, изоленты и многое другое; по Saint-Gobain – это известная линейка абразивной продукции Norton: отрезные круги, зачистные круги, наждачки, палироли, лепестковые круги, маскировочные ленты и так далее. Конечно, мы отслеживаем ситуацию на рынке с ценами на данный сегмент товаров. Так вот ни на один из этих продуктов, за последние пол года, цена на рынке не выросла из-за увеличения цены на бензин. Кроме того в линейке продукции Förch очень много химических товаров, производимых на основе нефти, цены на эти товары у наших поставщиков, так же не выросли.
 
Относительно дальнейшего удорожания цен на топливо, по моему мнению все понятно, цель обозначена – это как минимум до кризисный уровень, он совпадает с российскими ценами, к которым Беларусь вынуждена стремиться из-за единого таможенного пространства, поэтому для бизнеса цена бензина марки АИ-92 в 1$ за литр ожидаема, к этому нужно быть готовым. Другое дело обычные граждане, которые владеют автомобилем и зарплаты у которых ещё не достигли до кризисного уровня – вот здесь образовался перекос и государству нужно постараться обеспечить рост доходов населения, но только не за счет эмиссии не обеспеченных денег – это путь к очередному инфляционному витку. Увеличение уровня дохода граждан необходимо осуществлять за счет роста экономики страны, который, на мой взгляд, возможен при большей доле частной собственности в стране, чем мы имеем сегодня.
Текст: Екатерина Чернякова

Toyota представила новую версию хэтчбека Yaris в Европе

Хэтчбек Toyota Yaris – один из самых востребованных автомобилей на европейском рынке. На днях компания презентовала

Дата публикации: 01 июня 2023 г. 10:35

Электромобили Citroën e-C4 и e-C4 X получили улучшенные характеристики

Автопроизводитель Citroën улучшил характеристики своих электрокаров e-C4 и e-C4 X. Машины обеспечили увеличенным запасом хода и повышенной мощностью. Компания пошла на такой шаг

Дата публикации: 04 мая 2023 г. 14:39

АвтоВАЗ начал продавать Lada Granta с 16-клапанным двигателем

Российская компания АвтоВАЗ предложила покупателям автомобиль LadaGranta с 16-клапанным мотором. Около года назад производство таких агрегатов

Дата публикации: 27 апреля 2023 г. 14:05

YangWang обнародовал характеристики своего нового суперкара U9

Китайский автопроизводитель YangWang в январе нынешнего года презентовал свой новый электросуперкар U9. Но информация о характеристиках машины

Дата публикации: 12 апреля 2023 г. 00:18

Автоцентр «Атлант-М Британия» стал дилером китайского бренда Exeed

Автоцентр «Атлант-М Британия» теперь является дилером премиального китайского бренда автомобилей Exeed. До сих пор компания предлагала машины

Дата публикации: 28 февраля 2023 г. 17:48

На российском «Автороторе» начался выпуск китайских седанов Kaiyi

Российское предприятие «Авторотор» приступило к выпуску автомобилей китайского бренда Kaiyi. Помимо права на выпуск седанов, завод получил статус

Дата публикации: 31 января 2023 г. 16:58

Renault Koleos в новой версии стоит дешевле предшественника

В Беларуси появилась новая версия Renault Koleos Premium, причем цена автомобиля у дилеров ниже, чем ранее. Автомобиль можно купить

Дата публикации: 28 января 2023 г. 05:58

Дилеры АвтоВАЗ начали продавать Lada Granta на метане

В России стала доступна модель Лада Гранта от АвтоВАЗ, работающая на биотопливе. Ранее такую модификацию предлагала компания «АТС», но только сейчас эти автомобили

Дата публикации: 13 января 2023 г. 19:21

Первый электрический седан BMW i7 уже в Беларуси

В Беларусь привезли первый электроседан BMW i7, презентация которого состоялась весной нынешнего года. Его уже можно увидеть

Дата публикации: 27 декабря 2022 г. 15:15

Chery показала новый флагманский кроссовер

Китайский автопроизводитель Chery Automobile показал фото своего нового флагманского кроссовера, на которых машина представлена без камуфляжа. Авто получило название

Дата публикации: 10 декабря 2022 г. 10:21